Место | Команда | Игры | Очки |
1 | Торос | 17 | 36 |
2 | Казцинк-Торпедо | 17 | 36 |
3 | Рубин | 18 | 34 |
4 | Кубань | 16 | 30 |
5 | Буран | 16 | 30 |
Используйте эти рекомендации для как можно более безопасного и эффективного осуществления физической подготовки по развитию быстроты и ловкости:
1. На всех уровнях и в любом возрасте спортсменов развивайте у них сначала ловкость, а потом — быстроту. Начинайте с простых двигательных стереотипов и не приступайте к увеличению скорости ступней, пока техника спортсменов не станет безупречной.
2. В юном возрасте спортсмены обладают скорее ловкостью вообще, чем ловкостью, специфической для того или иного вида спорта. Включайте в тренировки широкое разнообразие упражнений, чтобы развивать у спортсменов общую основу атлетизма и координацию движений, присущих многим динамическим двигательным стереотипам. Упражнения для развития ловкости не так сильно напрягают суставы или мышцы, как упражнения для развития быстроты и скорости, вследствие чего более приемлемы для юных спортсменов.
3. Если у спортсмена достаточно развиты мышечная масса, сила и техника, начинайте вырабатывать у него умение осуществлять взрывные действия. Базовый критерий силы, обеспечивающей подготовленность к мало интенсивным упражнениям, — это поднятие веса, равного массе вашего тела. Прежде чем приступать к упражнениям по развитию быстроты в верхней части тела, спортсмены должны по крайней мере справляться с весом собственного тела.
Готовность к высокоинтенсивным упражнениям по «системе» (высота прыжков более 40 см или прыжки в длину) проверяется способностью спортсмена поднять вес, который в 1,5 раза больше массы его собственного тела. Тренеры должны стремиться к тому, чтобы спортсмены полностью выполнили программы силовых тренировок за 4—6 недель, прежде чем они примут участие в тренировках по выработке умения осуществлять взрывные действия. Тренеры должны контролировать каждого спортсмена изо дня в день, с помощью разнообразных упражнений оценивая их подготовленность, а не подвергая спортсменов одному-единственному контрольному тесту на силу. В это время тренеры могут неформально проверять координацию движений, мышечное равновесие (баланс) и увеличение силы спортсменов.
4. Постоянно сохраняйте положение тела, обеспечивающее готовность к действиям, для чего сгибайте ноги в коленях и чуть пригибайтесь книзу. Если вы должны сделать соответствующее движение, чтобы принять положение тела, необходимое перед ускорением, то потеряете время, прежде чем осуществите требуемое усилие.
5. Когда развитие позволит, осваивайте более специфические для хоккея двигательные стереотипы: боковые перемещения, движение спиной вперед, повороты бедер наружу, скрестные шаги и т. д.
6. Выполняйте упражнения с полной отдачей сил до наступления нервно-мышечной усталости. Не старайтесь ускорять наступление физической усталости. Когда наступает усталость, взрывные действия у вас замедляются, а техника начинает «хромать», лучше прекратить некорректное выполнение упражнений в замедленном темпе. Вместо этого спортсмены должны быстро выполнять точные движения, так, чтобы нервно-мышечная система спортсменов усваивала технику высокоскоростных движений. Аналогичным образом интервалы времени, отводимого на отдых, должны быть достаточно продолжительными, чтобы спортсмены не приступали к повторениям в состоянии переутомления.
7. Включайте в тренировки визуальные стимулы для усовершенствования физических кондиций спортсменов. Это может быть перехват теннисных мячей или прием паса во время выполнения сложных движений. Постоянно сохраняйте эту часть тренировки, чтобы игроки знали, где и когда им ловить теннисный мяч или принимать шайбу.
8. Используйте визуальные или звуковые стимулы в упражнениях по овладению различными двигательными стереотипами. Игроки могут начинать взрывные действия после того, как теннисный мяч приземлится перед ними, чтобы поймать его, прежде чем он снова ударится об пол. Вы можете также указывать направления (выкрикивать соответствующие указания и команды). Это будут упражнения на реакцию и взрывные действия. Игроки в ходе таких упражнений должны реагировать на полученные команды и — под контролем тренера — быстро осуществлять взрывные действия или менять направление движения.
9. Ограничивайте первоначальные повторения упражнений на быстроту и ловкость 5 секундами. Это поможет спортсменам лучше научиться начинать движение взрывным образом и выполнять его качественно. Когда спортсмены приобретут достаточное умение и соответствующие кондиции, можно увеличить указанный отрезок времени до 10—15 секунд.
10. В игре взрывная ловкость может потребоваться от игрока в конце смены, когда спортсмен утомлен. Таким образом, в конечном счете подвижность, ловкость, позволяющая улучшить игровую ситуацию, — это развитая способность осуществлять взрывные, искусные движения в состоянии усталости. Чтобы достигнуть такого развития ловкости, я предлагаю хоккеистам выполнить весьма утомительное задание в течение 15—30 секунд. Непосредственно за этим следует упражнение на быстроту и ловкость. Это помогает спортсменам осваивать умение мобилизовать общие двигательные ресурсы для координирования сложных взрывных движений в состоянии усталости. Однако вы должны использовать соответствующие соотношения работы и отдыха (Р:0), обеспечивающие достаточные передышки, идущие на пользу развитию быстроты и ловкости. Но когда ваши быстрота и ловкость будут развиты в достаточной мере, необходимо их поддерживать на должном уровне.
Существуют сотни упражнений на льду и вне льда для формирования у хоккеистов быстроты и ловкости. Многие из этих упражнений можно проделывать весело, с удовольствием. Игроки упорно работают над выполнением этих упражнений. Они интенсивно тренируются, но при этом весело улыбаются, шутят, смеются. Проводя тренировки, придерживайтесь научных принципов и убеждайтесь в безопасности тренировочных упражнений, обеспечивайте их интенсивность, соответствие индивидуальным особенностям игроков, специфичность для данного вида спорта и периодичность. И не забывайте контролировать технику спортсменов и их умение осуществлять взрывные действия. Однако не менее важно предоставлять спортсменам время отдыха. Этот компонент подготовки хоккеистов может быть таким веселым, каким вы сами захотите его сделать. Мне особенно нравится такая тренировка ловкости и быстроты, как игра в пятнашки. Играть можно как на льду, так и «на суше». Это веселая тренировка. При всей своей забавности она в то же время интенсивна и насыщена духом конкуренции. А главное — она очень эффективна для развития быстроты и ловкости.