Место | Команда | Игры | Очки |
1 | Торос | 17 | 36 |
2 | Казцинк-Торпедо | 17 | 36 |
3 | Рубин | 18 | 34 |
4 | Кубань | 16 | 30 |
5 | Буран | 16 | 30 |
Но когда смотришь матчи профессионалов, то создается впечатление, что все игроки — бесстрашные и совершенно безжалостные. Не случайно высокий игровой накал матча, жестокое единоборство, жажда победы любой ценой часто вызывают такие схватки, которые выходят далеко за рамки правил, превращаясь в отвратительное зрелище, в открытую потасовку. Дерутся профессионалы умело, создается впечатление, что их обучали этому. Дерутся чаще всего, «сняв перчатки», нанося удары голыми кулаками. Неписаное, но обязательное правило таких драк — выяснение отношений в парах (один против одного), не считая начала инцидента, где может под горячую руку достаться любому, даже судье.
Это отступление я сделал для нашего читателя. Понятия о высокой волевой заряженности у нас и у них — спортсменов и тренеров из-за океана — принципиально разные. Когда мы, советские тренеры, говорим о волевом воспитании, то нам и в голову не приходят такие вещи, как драка, чувство мести, жестокость. Наше воспитание в спорте основывается на морали советских людей, на нашей этике и культуре. Но канадцы, по-видимому, для достижения побед не станут задумываться о таких вещах и будут пользоваться своими приемами и методами, выходящими за рамки правил и не укладывающимися в наши понятия о спортивной чести и солидарности.
Бревер ждал моего мнения о волевой заряженности. Я взял последний сандвич и предложил его канадцам. Бревер охотно принял его. Но, отдавая канадцам этот важный хоккейный козырь, я напомнил Бреверу, что советские хоккеисты — отважные рыцари, способные дать острастку любому противнику и драчуну.
— Да, да, я помню наши поединки в Вене, мне нравилось мужество ваших ребят, — согласился Бревер.
Счет сравнялся — 2:2.
Назавтра утром должна была состояться тренировка нашей команды. Прощаясь с Бревером, я пригласил его на тренировку, но не как тренера, а потренироваться с нашими ребятами. Он с большой охотой принял приглашение.
Итак, впервые я как тренер смогу увидеть на своем занятии канадского профессионала, могу заставлять его выполнять упражнения, видеть его действия, познакомиться с манерой игры и сравнить его с нашими хоккеистами.
Составив урок, я предложил ребятам тренировочные упражнения, куда входили основные технико-тактические компоненты хоккея — скорость и обводка, пас и завершающий бросок, отбор шайбы с силовым единоборством и интуитивное восприятие происходящих событий. Мы включили упражнения сложные, когда звенья должны сразу играть в несколько шайб. Продумали и окружение, в котором должен тренироваться Бревер. В подготовительной части урока пусть он будет рядом с Александровым и Фирсовым. И ему будет приятно такое соседство, и нам легче сравнить техническую оснащенность, культуру игры наших больших мастеров. В упражнениях на единоборство мы решили испытать Бревера на хоккеистах, разных по стилю. В двусторонней игре гость пусть сыграет на своем привычном месте, но сыграет защитника активного, как принято в нашем хоккее.
Вся наша команда на льду. Последним, возможно желая подчеркнуть значительность своего участия, выезжает на лед Карл Бревер. Он в форме профессионального клуба «Торонто мейпл лифз». Подтянутый, какой-то весь новенький, чистый, что говорит о его желании понравиться, о серьезном отношении к занятию. С помощью Игоря Ромишевского, знающего английский язык, частично на пальцах, объясняю ему содержание тренировки.
Идет разминка, где Бревер в компании с Александровым и Фирсовым должен вальсировать, одновременно исполняя гимнастические упражнения, прыгая, приседая, то пользуясь передачами, действуя в две шайбы, то обводкой, то сам отбирая шайбу у своих партнеров. Наши игроки, возможно из-за хоро шего знакомства с этим упражнением, выполняют все элементы куда легче, игривее. Гость с трудом и не очень охотно делает гимнастику, она, видно, не принята у канадцев. У них на тренировках занимаются одним хоккеем.