Место | Команда | Игры | Очки |
1 | Торос | 17 | 36 |
2 | Казцинк-Торпедо | 17 | 36 |
3 | Рубин | 18 | 34 |
4 | Кубань | 16 | 30 |
5 | Буран | 16 | 30 |
Вот мы с ним вдвоем этот вагон и разгрузили. Позже, когда в раздевалке я скинул одежду, в которой работал, меня поразило собственное сходство с тем черным человеком из фильма о студенте-строителе Шурике. Как оказалось, сажа имеет свойство проникать всюду, несмотря на упаковку и одежду. Хорошо, что рядом была река, в которой мы потом часа два отмывались хозяйственным мылом и песком. Получилось так, что на ликвидацию последствий от этой работы у нас ушло времени больше, чем на нее саму.
Так мы все лето деньги и зарабатывали. За месяц выходило 120-130 рублей.
ПЕРВЫЙ ОПЫТ - СПЛОШНОЙ ЭНТУЗИАЗМ
К моменту окончания спортивной карьеры квартира у меня уже была — играя в хоккей, на жилье я себе накопил. Деньги добывать наловчился. Оставалось только наладить работу, ведь я числился тренером в школе.
Времени для тщательного отбора воспитанников у меня не было, да и особой возможности — тоже. Срочно требовались новые кандидаты в спортсмены, и нужно было что-то экстренно предпринимать. Тогда я принялся методично ходить по ближайшим общеобразовательным школам. Почему по ближайшим? Потому что, как показывала многолетняя практика детских тренеров, в основном, все начинающие хоккеисты являлись выходцами из прилегающих районов. Школьники обязательно жили где-то рядом — примерно в радиусе километра — и могли при случае дойти до школы пешком. Я заходил в первые классы, просил учителей дать мне пять минут на рекламу хоккея и делал объявление. Как правило, после подобного призыва из школы приходила пара-тройка ребят. Помнится, за короткий срок мне удалось набрать бо лее сотни мальчишек. И это при норме 40-45 человек для начинающей группы.
Однако я специально шел на превышение норматива. Прежде всего, потому, что в группе у меня занимались мальчишки, учившиеся в разные смены. К тому же, в детской спортивной школе всегда бывает большой отсев. Кто-то заболел, кому-то лень бегать на тренировки, а бывает, и просто некому водить ребенка на занятия. Маленьких-то обязательно надо было водить, а практически все родители тогда были заняты на работе. Определенные проблемы наблюдались и с тем, чтобы заинтересовать детей заниматься постоянно. Многие бросали тренировки почти сразу. Что и говорить, большая была текучка. Правда, в течение года появлялись и новые претенденты на место в команде.
В числе причин, препятствующих занятиям детей в спортивной школе, существовала еще одна — экономическая. В то время ребята, которые хотели серьезно заниматься хоккеем, должны были иметь свои коньки и клюшки. А это — дополнительные расходы для родителей. В принципе, экипировка юного хоккеиста стоила не так уж дорого. Коньки можно было приобрести с рук рублей за 15. В пределах трех стоила клюшка. Но тогда и 20 рублей воспринимались ощутимым ударом по семейному бюджету. А ведь надо было достать еще шлем, щитки...
В группу я набирал ребят строго определенного возраста — 1971 — 1972 года рождения. Ведь в спортивной школе я был не единственным тренером. У другого — своя группа, в которую он набрал мальчишек за год до меня. Поэтому, соответственно, состав его воспитанников находился в ином возрастном диапазоне. Из этих-то ребят мы и должны были сделать будущих чемпионов. Не скрою, я с энтузиазмом принялся за дело, поскольку это был мой первый опыт тренерской работы. Только вот непродолжительным он оказался — сентябрь, октябрь и начало ноября. Три неполных месяца.
А вот что можно было найти в прессе;
— Сергей Михайлович, интересно узнать, сколько лет из своих пятидесяти вы водите автомобиль?