Место | Команда | Игры | Очки |
1 | Торос | 17 | 36 |
2 | Казцинк-Торпедо | 17 | 36 |
3 | Рубин | 18 | 34 |
4 | Кубань | 16 | 30 |
5 | Буран | 16 | 30 |
— Все в нашем городе только и говорят о ваших челябинских корнях, но не слишком оперируют фактами. Может быть, вы наконец-то внесете ясность в этот вопрос?
— С большим удовольствием. Родился 5 октября 1947 года в поселке Шершни. В те времена там еще не было никакой плотины. Кроме того,и вся эта местность тогда не относилась к территории города. В Челябинске я прожил до 22 лет. А вот приобщился к хоккею достаточно поздно. Виной всему отдаленность Шершней от города и школы: деревня располагала лишь восьмилеткой. Поэтому стал заниматься хоккеем только когда начал ездить учиться в девятый класс в Челябинск. Мой первый клуб базировался на заводе «Калибр», потом один год играл за «Спартак», а после — в молодежной команде «Трактора» и в «Буревестнике». В 1966 году поступил в Челябинский институт механизации и электрификации сельского хозяйства (ЧИМЭСХ). За «Буревестник» выступал четыре сезона, был капитаном команды. А в 1970 году меня пригласили в «Салават Юлаев».
- Вы долгое время работали вторым тренером: восемь сезонов в «Салавате Юлаеве», девять в«Ладе». Что же заставило вас в 1999-м рискнуть и согласиться возглавить «Северсталь»?
- В принципе,наверное,о риске говорить не стоит. Хотя он, конечно же, был: после девяти сезонов в «Ладе» с таким тренером, как Цыгуров, довольно сложно пускаться в самостоятельное плавание. Но к тому времени у меня уже накопился богатый опыт работы помощником главного тренера в клубах Су перлиги. И я посчитал,что предложение «Северстали» вполне подходит —к 1999 году больших секретов в хоккее для меня уже не было. Короче говоря,я был готов к самостоятельной работе. И, мне кажется, у меня получилось.
Игорь Жуков (Челябинск)
«Южноуральская Панорама»,
№ 2(570), 9 января 2003 г.
...О ТОМ, КАК СТАНОВЯТСЯ ТРЕНЕРАМИ
Если человек занимается спортом и у него это достаточно хорошо получается, он думает о том, что можно сделать для достижения лучших результатов. И здесь многое зависит от того, у кого он учился и где воспитывался. Играя в хоккей — начиная с молодежных команд, — я встречал разных тренеров. Кто-то присутствовал в моей жизни в течение короткого времени, кто-то — более длительного. И каждый оставлял мне частичку собственных знаний, умений, навыков. Сегодня, считаю, для того, чтобы быть наставником, нужен определенный талант. Ведь когда люди вверяют тебе свою судьбу — это очень большая ответственность. Будучи действующим хоккеистом, о профессии тренера всегда думал с большим уважением. Но не ставил цели овладеть ею. Считал себя недостойным. Однако обстоятельства в жизни складываются разные, и каждый, в конце концов, становится тем, кем должен.
Скорее всего, на мой выбор повлиял то, что в 30 лет я остался без любимого дела. Меня отчислили из команды. То есть, фактически отстранили от занятий хоккеем. По существовавшим тогда меркам, я считался уже ветераном. Кадровые вопросы в те годы решались жестко, и у меня внезапно появилась проблема: чем заниматься дальше?
Я не хотел покидать спорт. В принципе, еще мог продолжать играть в хоккей в команде рангом пониже. Или уехать в другой город. Но это был тупиковый путь.
Поэтому, когда мне предложили работать в детской спортивной школе, скрепя сердце согласился. Прекрасно отдавая себе отчет в том, что за один день из меня, вчерашнего хоккеиста, тренер не получится. Как не выходит из вчерашнего студента медицинского института врач, внушающий доверие пациентам.
Для работы тренером требуется совокупный опыт как самого хоккеиста, так и всех его предыдущих учителей. Не говоря уж о его собственных потугах в роли наставника. Обычно игрок склонен считать, что к профессии тренера он, в принципе, готов. У него есть твердая уверенность: сам я клюшкой владею хорошо, коньками — тоже. Так неужели не смогу научить этому других?