Место | Команда | Игры | Очки |
1 | Торос | 17 | 36 |
2 | Казцинк-Торпедо | 17 | 36 |
3 | Рубин | 18 | 34 |
4 | Кубань | 16 | 30 |
5 | Буран | 16 | 30 |
Но существуют определенные принципы педагогики, правила обучения и тому подобные вещи. А у начинающих в профессии ребят часто присутствует несколько завышенная оценка собственных навыков на фоне недооценки роли тренера. Это особенно заметно у хороших хоккеистов, которые чего-то добились на льду. Многие сталкивались с этой проблемой. Поэтому основная беда большинства закончивших карьеру игроков заключается в том, что они думают, будто автоматически сразу же станут хорошими наставниками. Это иллюзия. Ведь даже у многих профессиональных тренеров карьера не всегда складывалась удачно — несмотря на то, что они проработали в этой области всю жизнь.
Сейчас в беседах с игроками стараюсь им внушить, что тренерская профессия требует специальной подготовки. Объясняю им, что этот хлеб не так уж прост. Не все проходит так гладко, как выглядит. И уж тем более, не все получается так, как они себе это представляют.
Особенно трудно бывает добиться понимания того, что зачастую требования и поступки тренера игрокам не очень ясны. Как людям объяснить, что когда они сами станут тренерами, будут вынуждены поступить точно так же?
Те, кто постарше, понимают это. Для одних авторитет тренера играет огромную роль, и они принимают его позицию, верят на слово.
Другие же, напротив, выслушают, промолчат, а в душе останутся при своем мнении. И сделают по-своему, настаивая на собственной правоте. Моя же практика показывает, что почти всегда в итоге правыми оказываются именно тренеры.
В коллективе, как правило, сразу видно, у кого из людей имеются педагогические способности. Чаще всего хорошие тренеры получаются из игроков, проявляющих лидерские качества или долгое время являющихся капитанами команд.
К примеру, из моего 1947 года рождения в хоккей на хорошем уровне — в высшей и первой лигах — играли несколько десятков человек. А тренеров моего возраста в этих же лигах сегодня — 3-4 человека.
Некоторые игроки, правда, уходят в спортивные школы, готовят резервы и становятся большими детскими тренерами. Но там мало платят, поэтому такая карьера зрелого хоккеиста не очень-то прельщает. Все-таки, привычка к большим деньгам сказывается.
Сейчас ситуация постепенно меняется в лучшую сторону. Имею в виду серьезные спортивные школы, занимающиеся хоккеем фундаментально. За такими в Суперлиге следят очень пристально. Там зарплаты увеличились, можно сказать, кардинально — как, впрочем, и в профессиональном хоккее.
А в начале 1990-х годов с этим была просто беда. Тогда из хоккея ушло много способных людей.
МОЛОДЫЕ ГОДЫ
Хоккей для меня начался довольно поздно — особенно, если считать по нынешним меркам. А заниматься под руководством тренера я стал уже в том возрасте, в котором сейчас обычно принимают решение о том, состоялся ли молодой человек как хоккеист. Как правило, ответ на этот вопрос в наши дни дают отрицательный, и претендента отбраковывают.
Причина моего столь позднего дебюта заключалась в том, что я родился и жил в сельской местности, где не было хоккейных школ, но зато была возможность заниматься другими, более доступными видами спорта — например, играть в футбол. Последнее обстоятельство впоследствии сослужило мне добрую службу. Мой поселок находился не слишком далеко от знаменитого в хоккейном мире Челябинска, и мне просто повезло, что я жил буквально рядом с этим крупным спортивным центром.
В детстве, начиная с 5-6 класса, мы с моим другом время от времени ездили в город — иногда даже не спрашивая родителей. Родная тетя моего товарища жила в Челябинске рядом со стадионом «Трактор». И мы разными способами пытались попасть на хоккейные матчи. Обычно для этого нужно было перелезть через высокий забор. Если милиционеры, охранявшие стадион, кого-то и ловили, наказание не было слишком строгим: нарушитель получал увесистый пинок по мягкому месту, после чего его выдворяли со стадиона. Однако интерес к игре, любовь к хоккею заставляли нас преодолевать эти препятствия. По-видимому, какая-то удачливая ловкость у нас с другом имелась, потому что мы практически всегда просачивались внутрь и попадали на хоккей. В этом деле главным было быстро перелезть через забор и сразу смешаться с толпой. Тогда на стадионах зрители, в основном, стояли — сидячие места не были предусмотрены. Ну, а там болельщики уже не сдадут. Так что нам следовало только поскорее затесаться в толпу — это была как бы черта, за которую охрана уже не заходила. Милиционеры понимали, что солидарность болельщиков не даст им выполнить свои обязанности.