Место | Команда | Игры | Очки |
1 | Торос | 17 | 36 |
2 | Казцинк-Торпедо | 17 | 36 |
3 | Рубин | 18 | 34 |
4 | Кубань | 16 | 30 |
5 | Буран | 16 | 30 |
Желательно, чтобы у тренера была одна или лучше две пятерки бойцов с такой положительной мотивацией. Пятерки лидеров. Иногда случаются трудные матчи, но когда в команде есть стержень, становой хребет, другие хоккеисты невольно подтягиваются. Если на площадке становится жарко, и кто-то отчаянно бьется за шайбу, остальные, как правило, из боя уже не выходят. Срабатывает рефлекс: своих надо поддержать. Да и люди потом могут укорить: «Ну что же вы, ребята...»
...О МЕНТАЛЬНОСТИ ИГРОКОВ
Я много говорю о значении психологических факторов, потому что не всегда могу понять, почему сегодня молодые ребята, хоккеисты высокого уровня, которых приглашают в солидные клубы и которые получают приличные деньги, долго не задерживаются ни в одной команде. А ведь подобному поведению должно быть какое-то объяснение.
Был у меня, например, случай. Хороший хоккеист, заслуженный мастер спорта Леша Кознев — родом из Череповца, между прочим — играл в Санкт-Петербурге. Играл очень долго. Причем, тренер - Борис Петрович Михайлов — к нему относился благожелательно и даже неоднократно приглашал его в сборную России. И все было хорошо. И вдруг Михайлов с Козневым решили расстаться. Настоящих причин, естественно, не афишировали. Стороны, так сказать, отделались версией для прессы. Кознев заявил, что хочет побыть с семьей в родном городе, тренер не возражал. И они без скандала расстались. В результате, Алексей в хоккей не играл полгода. А потом я спросил у него, не устал ли он отдыхать. Тот радостно ответил, что, мол, да, устал и готов немедленно приступить к тренировкам. Ну, я ему и предложил вернуться в родной Череповец. С тех пор он выступает в «Северстали».
Другой пример. Илья Горбушин - тоже из Петербурга - у меня в Череповце играл с начала сезона. Способный парень. Его когда-то приглашали и в Омск, и в Уфу. То есть, выступал он в хороших командах. Так вот, этот Горбушин с Козневым дружили между собой. Я и подумал: два питерских парня, в один состав поставлю — будут играть. Сказано — сделано. Подготовку мы прошли нормально. Начали играть. Но Илья, вижу, выходит на площадку, как у нас говорят, с потухшими глазами. Дело свое, вроде, делает, а душу не вкладывает - сразу заметно. Посадил я его в запас, он спокойно сидел. Вернул на поле — играл. Словно автомат какой. Он даже не обиделся на меня за то, что я усадил его на скамейку! Впрочем, и за то, что вернул в состав, тоже спасибо не сказал.
Такое поведение игрока меня никак не удовлетворяло. И не только меня, но и всех нас, тренеров. Почему? Проблемы с мотивацией. Значит, ему не интересно. Каковы причины? И здесь, опять же, всплывают вопросы психологии. Иные, может быть, играют из-за денег. Кому-то нужна слава, кого-то гонит азарт. Но все равно, процесс должен быть чем-то интересен. Как найти к этому человеку подход? Как его уговорить, заставить по-другому вести себя на площадке? Ведь он умеет - неплохо играл. У него всегда была хорошая скорость. А сейчас почему-то и она пропала. Куда она могла деться, если человек ничего не ломал и у него ничего не болит? Да, отдельную дистанцию он пробежать может спринтерски, но в хоккей играет с заниженной скоростью. Получается, что этот уровень игры лично его вполне удовлетворяет. В причинах подобной вялости разобраться крайне сложно. Беседы помогают не всегда. В них мы частенько находим общий язык: спортсмен, как правило, понимает мои требования и то, чем я недоволен. А на площадке результата по-прежнему нет. И это несмотря на то, что каждый из них прекрасно понимает: он должен быть интересен тренеру, который в него верит. Ну, а если игрок становится неинтересен тренеру, делает все не так, как тот хочет, значит, надо расставаться.