Место | Команда | Игры | Очки |
1 | Торос | 17 | 36 |
2 | Казцинк-Торпедо | 17 | 36 |
3 | Рубин | 18 | 34 |
4 | Кубань | 16 | 30 |
5 | Буран | 16 | 30 |
Не менее важную роль, помимо изучения нужных предметов, играет умение слушателя заниматься самоподготовкой, работать с книгами. Учебников по хоккею выпущено немного, но все они — неплохого качества. В первую очередь, это учебник Тарасова, затем книга Пучкова и чешского специалиста Костки. Хороши учебник Савина, книга Бобби Орра и белорусский учебник по подготовке вратарей Юрия Никонова.
В конце 1970-х — начале 1980-х годов были изданы методички Колоскова, Климина и других авторов. На мой взгляд, слушатели ВШТ сейчас слабоваты именно в планировании тренировочного процесса. Потому что они в большей степени практики, чем теоретики. А в названных книгах все эти вопросы как раз хорошо описаны.
Мне кажется, немалой составляющей успешного обучения является общение слушателей с заслуженными, именитыми тренерами. Их желательно приглашать с лекциями почаще — чтобы они имели возможность поделиться опытом. Правда, при этом мэтры должны именно передавать навыки, а не отделываться формальным посещением аудитории. Некоторые авторитеты — например, Виктор Васильевич Тихонов — в лекциях нередко говорят лишь общие слова, тщательно оберегая свои секреты. Это неправильно: все равно молодой тренер рано или поздно нащупает нужный подход. Но лучше бы он не тратил лишнее время на эксперименты. Ведь одной из главных задач тренера является воспитание хоккеистов высокого уровня — чтобы они могли приносить команде победы. И, кстати, с ребятами, учащимися в ВШТ, говорить о конкретике очень легко, поскольку они сами играли и прекрасно знают специфику хоккея.
...О ТОМ, КАК СТАТЬ ТРЕНЕРОМ КОМАНДЫ СУПЕРЛИГИ
Однажды я выступил в ВШТ с лекцией на тему «Тактика нападения». После доклада один из слушателей спросил, как стать тренером команды Суперлиги. Вопрос этот задал молодой человек из команды классом пониже. Я искренне одобрил его здоровый карьерный настрой, но честно ответил, что верного рецепта не знаю, а могу лишь рассказать, как сам стал им.
Здесь я вижу два пути. Первый — коллективно, со своей командой выйти в Суперлигу. Второй —своей индивидуальной работой продемонстрировать, на что способен лично ты. Тогда на тебя обратит внимание кто-нибудь из руководства клуба более высокого ранга и пригласит на работу.
Правда, я не припомню ни одного случая, чтобы молодому тренеру сразу доверили хорошую команду. Мне, например, дали ту, которую никто не хотел брать. Не нашлось ни одного уважаемого тренера, готового взять ее в свои руки. Дело в том, что деятельность наставника оценивают по результатам выступлений клуба. И если он заведомо слаб, далеко не каждый тренер, дорожащий своей репутацией, рискнет за него взяться.
Доверить коллектив молодому тренеру — это риск для руководства, ведь для создания хорошей команды требуются время и средства. Эти соображения полностью относятся к должности главного тренера. Что же касается места ассистента, то здесь все целиком зависит от человека — от его работоспособности. Вот и получается: как ни крути, все сводится к работе — хоть над командой, хоть над собой.
В любом случае, единственный путь для достижения результатов — совершенствование в профессии. Главное — стремиться и добиваться, не опускать руки. Поражение — это тот же опыт, только негативный. Если вы докопаетесь до сути неудачи, считайте, что сделали огромный шаг вперед.
Любопытно, что слушатели Высшей школы прекрасно понимают: стать главным в Суперлиге — или теперь уже в КХЛ — действительно, крайне трудно. Все эти посты занимают высококвалифицированные, заслуженные тренеры. А вообще, специалистов, которые действительно способны заниматься с командами на должном уровне, на данный момент